воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Булонский замок Louis Vuitton Foundation for Creation




"Спроектировать в Париже величественный корабль, который стал бы символом преданности Франции к культуре, - это моя мечта," - произнес один из самых выдающихся архитекторов современности Фрэнк Гери в октябре 2006 года. Тогда в присутствии Министра культуры Франции Рено Донедье де Вабра и мэра Парижа Бертрана Деланоэ генеральный директор LVMH Бернар Арно и занимавший на то время пост генерального директора Louis Vuitton Ив Карсель официально заявили о создании Фонда творчества Louis Vuitton (Louis Vuitton Foundation for Creation). Мечте Фрэнка Гери суждено было сбыться.


Французский гигант в сфере роскоши Louis Vuitton Moёt Hennessy известен своими проектами, направленными на поддержку и развитие национальной культуры и искусства. С момента своего основания конгломерат принимал активное участие в реставрации исторических памятников, патронировал основные национальные выставки, обогащал главные музейные коллекции и конечно же, поощрял молодые таланты на создание современных шедевров. Намереваясь вывести культурные инициативы группы на качественно новый уровень, Бернар Арно решил построить музей, который, по его словам, должен стать "пространством, открывающим возможности для диалога с более широкой публикой и предоставляющим интеллигенции и деятелям с сфере искусства платформу для дискуссий и размышлений". На самом деле, Арно мечтал о здании, под крышей которого можно было бы собрать произведения как из его собственной коллекции, так и из коллекций компаний, входящих в состав Louis Vuitton Moёt Hennessy; о здании, в стенах которого могли бы выставлять свои творенья как заслуженные, так и молодые деятели современного искусства; где проходили бы конференции, встречи, симпозиумы, а также всевозможные образовательные мероприятия, в том числе и для молодой аудитории.

По задумке Арно музей должен стать олицетворением искусства XXI века. Поэтому гендиректор LVMH решил поручить разработку проекта здания американо-канадскому архитектору, лауреату Притцкеровской премии Фрэнку Гери, авторству которого принадлежат такие ультрасовременные сооружения из титана и стали, как Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания), Зал Уолта Диснея (Лос-Анджелес, США), знаменитый Танцующий дом (Прага, Чехия), интерактивный музейно-выставочный центр EXMP (Сиэттл, США), Музей MARTa (Херфорд, Германия) и множество других захватывающих дух проектов. Осенью 2001 года Арно лично встретился с архитектором, чтобы предложить сотрудничество и обсудить все детали. Фрэнк согласился и тут же принялся за работу. 


Будущий музей решили расположить рядом с Ботаническим садом (Jardin d'Acclimatation) в Булонском лесу на западе Франции. Парижане любят проводить выходные и вечернее свободное время в "лесу" с его таинственными тропками, очаровательными озерами, восхитительными садами и массой разнообразных достопримечательностей, в то время как Ботанический сад - парк развлечений со зверинцем и аттракционами - является излюбленным местом для прогулок с детьми. Следовательно, задача перед архитектором стояла не простая: органично вписать ультрасовременное здание Fondation Louis Vuitton в общую природную атмосферу.




На создание эскизов Фрэнка Гери вдохновили садово-парковая архитектура и потрясающие световые эффекты конструкций из стекла конца ХIХ века. Как результат, будущий музей приобрел форму «айсберга», выполненного из белых блоков и покрытого двенадцатью стеклянными парусами. Кроме того, был разработан отдельный проект для ландшафтного редизайна и модернизации Ботанического сада. Реконструкции подлежали аллеи и архитектурные детали парка, а деревья и прочая растительность - обновлению. Таким образом, помещенное в специальный бассейн и расположенное между деревьями и садом будущее здание должно было гармонировать с окружающей природной средой, а его прозрачные стеклянные паруса – играть с солнечными лучами и демонстрировать потрясающий зеркальный эффект. Более того, ворота, расположенные на первом этаже здания, послужат входом как в сам музей, так и в Ботанический сад. 
 
 

Фрэнк создавал макеты из дерева, пластика и алюминия, пока не добился идеальных форм и линий. Окончательный проект был представлен в 2006 году. Годом позже было получено разрешение на строительство и наконец в 2009 году после окончания подготовительных работ начался этап гражданского строительства. Для реализации столь претенциозного проекта потребовалось немало рабочей силы, а главное полное переосмысление доныне существующих методов строительства. Архитектору пришлось отказаться от традиционных способов работы со стеклянными поверхностями. Он разработал революционные технологии, позволяющие особым образом деформировать этот материал и вылеплять из него панели в произвольной форме. Чтобы добиться нужной кривизны стекла, пришлось даже построить специальную печь. 


На сегодняшний день экстерьер музея Fondation Louis Vuitton практически готов. К весне следующего года завершатся и отделочные работы внутри здания. А уже осенью 2014 года состоится торжественное открытие для посетителей. Куратором музея станет Сюзан Паже, которая на данный момент является директором парижского музея современного искусства Musée d'Art Moderne. 



Согласно проекту центральный холл на первом этаже станет своеобразной активной зоной. Здесь будут расположены кафе, а также интерактивный информационный центр. В прилегающей к холлу аудитории, рассчитанной на 340 человек, будут проходить открытые для широкой публики выставки и всяческие события. Кроме того, в Foundation LV предусмотрены различные развивающие мероприятия для детей, которые станут логичным дополнением к детским программам рядом расположенного парка развлечений. Музейная зона здания будет представлена серией галерей, а также рядом залов, посвященных коллекциям, специально созданным отдельными деятелями искусства для музея. Внутри здания также предусмотрены стеклянные переходы между отдельными его частями, так что перемещаясь от галереи к галереи посетители смогут насладиться захватывающими дух пейзажами, открывающимися их взору. 


  
Следует заметить, не все с восторгом восприняли строительство Fondation Louis Vuitton. В 2011 году Организация защиты Булонского леса и его окрестностей добилась в суде приостановления строительства, поскольку будущее здание частично загораживало расположенную рядом аллею и не соответствовало требованиям законов, предписывающих определенные ограничения по высоте. Для продолжения строительных работ Бернару Арно пришлось не только пересмотреть некоторые детали проекта, но и уговорить городские власти принять соответствующие поправки в местное законодательство. Впрочем, интуиция подсказывает мне, что спустя время и парижане, и гости столицы Франции обязательно полюбят музей LVMH, как когда-то полюбили Эйфелеву башню, Пирамиду Лувра и центр Помпиду. 



Фото: www.fondationlouisvuitton.fr, www.arcspace.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий