среда, 16 июля 2014 г.

Берлинский вопрос. Зачем на BFW едут молодые и амбициозные дизайнеры со всего мира?


Aleks Kurkowski

С момента основания Berlin Fashion Week все вдруг заговорили о перспективах столицы Германии стать вторым Парижем, а то и вовсе обойти лидера мировой модной индустрии и занять его место. Между тем, современный Берлин никогда не стремился отвоевать пальму первенства у столицы Франции. Соперничество между двумя европейскими мегаполисами осталось в далеком прошлом. Еще в середине XIX века Берлин, подражая Парижу, начал устраивать модные шоу, соревнуясь с последним в размахе проведения подобных мероприятий, и даже на какое-то время (1890 - 1891 гг.) отвоевал себе звание центра европейской моды. Вторую попытку стать законодателем вкусов Берлин совершил в 1918 году, когда модные шоу с должным эффектом стали проводить в театрах, а для разношерстной публики, интересующейся модой, устраивались чаепития и пышные балы, неотъемлемой частью которых оставались показы новых вечерних туалетов. Так продолжалось вплоть до фондового краха в 1929 году. 


Свой новый шанс столица Германии получила уже после падения Берлинской стены. Тогда в силу закрытия множества учреждений ГДР освободилось огромное пространство в центре столицы, заполнить которое поспешила творческая молодежь, в том числе и с близлежащих европейских городов. Дополнительным стимулом послужили относительно дешевое жилье и меньшая плата за аренду помещений. В возрождающейся моде все увереннее занимать позиции стали авангардные дизайнеры, давно мечтавшие завоевать немецкий рынок, но не имеющие средств для развития бизнеса в Дюссельдорфе, на то время являющегося главным центром моды в Германии. В 90-х годах fashion-арена Берлина начала привлекать внимание глобального модного сообщества, а городские власти, заприметив новую нишу для выгодных капиталовложений, поспешили обеспечить все условия для максимально комфортного развития творческой интеллигенции, сделав креативность и инновации визитной карточкой города. В 2005 году UNESCO награждает Берлин званием «Город дизайна», а позже на рынок приходит глобальная компания IMG с непосредственным участием которой в июле 2007 года стартует Berlin Fashion Week. В отличие от парижской недели моды, в основе которой лежали вековые традиции высокого шитья, берлинская изначально имела за цель коммерческую выгоду. Модная индустрия столицы Германии превратилась в своеобразный конвейер по производству «модных инноваций» и в конечном счете получения прибыли.


, Dawid Tomaszewski

Правительство, со своей стороны, финансирует премии и конкурсы в области дизайна и несколько образовательных инициатив, организованных при поддержке модных учебных заведений, а также оказывает поддержку национальным и зарубежным дизайнерам в расширении производства и участии в многочисленных fashion-ярмарках и trade-шоу. А их только в рамках Недели моды насчитывается более 60, включая известные на весь мир выставки Bread & Butter, обслуживающую сегмент street-style одежды, и Premium, презентации коллекций на которой наряду с прочими устраивают люксовые бренды Chacharel, Fendi, M Missioni и Trippen. IMG, в свою очередь, обеспечивает международное освещение событий и заботится о паблисити. Такая ситуация на рынке привлекает все новых и новых участников, которые, в свою очередь, служат приманкой для партнеров, приносящих доход IMG, и модных туристов, ищущих необычные, уникальные в своем роде вещи, и одновременно пополняющих городскую казну. Для этих целей, помимо прочих мероприятий, в рамках Berlin Fashion Week предусмотрено специальное событие - так называемый SHOWROOM DAY, когда более 150 дизайнеров и художников со всего мира презентуют широкой публике плоды своего творчества.


Kilian Kerner

Но при всем при этом для молодых дизайнеров Берлин сегодня скорее представляет собой своеобразный хаб, место встречи с байерами, а никак не конечную цель. Безусловно, такие «старожилы», как Дороти Шумахер и Киллиан Кернер, чье становление как дизайнеров происходило параллельно с развитием берлинской Недели моды, могут похвастаться разветвленной сетью точек продаж как на национальном, так и на международном рынке в США, Великобритании, Франции, Швейцарии, Китае, Японии...). Однако, большинство современных успешных дизайнеров, в том числе и стоящих во главе подающих надежды немецких марок вроде Michael Sontag, Vladimir Karaleev, Lala Berlin и Kaviar Gauche, предпочитают наращивать объем продаж на европейских и азиатских рынках, а помимо берлинской Недели моды участвовать в лондонской и парижской, обеспечивающих им звездных клиентов, так как похвастаться исключительным первым рядом Berlin Fashion Week на сегодняшний день не может (за исключением пары-тройки имен, в этом сезоне, показы в рамках BFW посетили, к примеру, Бар Рафаэли, Хилари Суонк, Скотт Кэмпбелл, а также лицо рекламной кампании Недели моды Тильда Суинтон). Компания Hugo Boss, ранее представлявшая на берлинской Неделе моды коллекции своей Hugo, в сезоне весна / лето 2015 предпочла взять таймаут, по-видимому сочтя затраты (пусть и не такие высокие как, скажем, в Нью-Йорке) невыгодными, в то время как Marc Cain продолжает делать показы в столице Германии, обеспечивая тем самым тот небольшой ряд селебрити, о котором речь шла выше. И в то же время за возможностью продаваться в Европе и Азии в Берлин едут амбициозные дизайнеры со всего мира. За последние два года в различных выставках в рамках берлинской Недели моды приняли участие и несколько украинских лейблов, включая Sasha Kanevski, Ksenia Schneider, Lake, Domanoff и Tvortz, каждый из который может похвастаться заключенными там контрактами на продажу. А Саша Каневский к тому же с недавних пор представлен в берлинском концепт-сторе М. 


Franziska Michael

Если же говорить непосредственно о стиле, доминирующем сегодня на берлинском подиуме, то это и будет тот универсальный микс минимализма и инноваций, который нынче пользуется наилучшим спросом как в Европе, так и на развивающихся рынках Азии. Причем это касается как более-менее состоявшихся, так и только начинающих свою карьеру дизайнеров. Тот же Киллиан Кернер в коллекции весна / лето 2015 отдал предпочтение беспроиграшному альянсу силуэтов конца 70-х и нежных выбеленных оттенков или геометричных узоров, разбавив дотошно правильные луки лишь несколькими платьями со сложной фактурной отделкой и лаконичными ансамблями с принтом в виде портретов Рианны, Боуи и Джастина Бибера, изображенными в виде икон, что само по себе уже давно не инновационный ход. Lena Hoschek, присоединившаяся к берлинской Неделе моды в 2009 году и сразу же завоевавшая признание медиа за свои смелые эксперименты с женственными классическими силуэтами, на этот раз не пошла дальше навеянной африканскими мотивами коллекции, художественный интерес в которой представляют разве что насыщенные диджитальные принты, самобытные платки-тюрбаны и пару колоритных украшений. Дебютант этого сезона, подающий большие надежды дизайнер Алекс Курковски и вовсе презентовал черные наряды с акцентом на бесспорно мастерскую работу с кроем и формами, которые назвать авангардными, как заявляет сам дизайнер, впрочем, можно лишь с большой натяжкой. Выделяется среди прочих коллекция дизайнера Франциски Майкл, чей подчерк отчасти перекликается со стилистикой наших sasha.kanevski и Ksenia Schneider. Правда на этот раз несколько заигравшись с иронией, дизайнер, кажется, не до конца просчитала элементы носибельности, вызвав тем самым шквал неодобрительной критики.


Lena Hoschek

В силу явного перевеса в сторону коммерциализации и непрерывного увеличения участников показов и внеподиумных мероприятий организаторы выставки Bread & Butter недавно заявили о своем намерении зимний сезон проводить в Барселоне, где возможности найти новые таланты и идеи гораздо шире. К тому же представители fashion-медиа и скауты часто и сами готовы отправиться в развивающиеся страны на поиски новых героев модных подиумов. Так что дизайнерам следует всерьез задуматься о своих конечных целях, прежде чем отправиться покорять модный Берлин.



Dorothee Schumacher, Glaw

4 комментария: